Ранний возраст – уникальный период в развитии ребенка.

План консультации:

1. Развитие ребенка раннего возраста.

2. Возрастные особенности детей 2-3 лет.

3. Методики раннего развития детей.

4. Советы родителям.

1. Развитие ребенка раннего возраста.

2-3 -тий год жизни- непростой и чрезвычайно важный этап взросления малыша. Спустя год, рассматривая фотографии своего шалуна, вы поразитесь- какой он был маленький. 3-тий год жизни- период превращения бессознательного крохи в активного и самостоятельного деятеля, полноправного члена семьи. А источником этой чудесной метаморфозы являетесь вы- любящие и чуткие родители. Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живет. Можно сказать, что мы «лепим» дитя по своему образу и подобию. Он будет таким, каким сделает эго социальное окружение. Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее самочувствие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в их воспитании, особенно в семье: мать, отец, бабушка и другие взрослые.

Предлагаем вниманию родителей карту развития ребенка, которая дает возможность следить за его развитием. Все дети растут и развиваются по- разному. Замедленный рост или развитие могут соответствовать норме или же являться следствием недостаточного питания, слабого здоровья, хронического заболевания или других, более серьезных причин. Родители всегда могут обсудить процесс развития своего ребенка с врачом, воспитателем или психологом.

В возрасте 2 лет ребенок может:

-ходить, карабкаться, подниматься по лестнице;

-указывать на называемые предметы или картинки;

-произносить сочетание слов (начиная примерно с 15 месяцев) ;

-выводить каракули карандашом или мелом; играть в кубики и мяч;

-понимать простые рассказы, сюжетные картинки, песенки;

-подражать поведению других;

-начинать есть самостоятельно.

Рекомендации родителям:

-читайте, пойте ребенку, играйте с ним;

-учите ребенка избегать опасных предметов;

-разговаривайте с ребенком нормальным языком- не сюсюкая;

-кормите ребенка разнообразной свежей пищей домашнего приготовления;

-поощряйте, но не заставляйте ребенка есть;

-хвалите ребенка за его успехи;

-играйте с ребенком в простые развивающие игры;

-научите ребенка ездить на трехколесном велосипеде, кидать мяч в корзину, ходить на цыпочках;

-обеспечьте ребенка прививками в соответствии с национальным календарем;

-давайте ребенку необходимые витамины и микроэлементы по рекомендации врача.

Тревожные симптомы:

-отсутствие реакции на окружающих;

-трудности с поддержанием равновесия при ходьбе;

-травмы и неожиданные перемены в поведении;

-отсутствие аппетита;

-отставание в росте, весе, психическом и моторном развитии.

В возрасте 3 лет ребенок может:

-ходить, бегать, лазать, пинать мяч, прыгать, ходить на цыпочках, открывать крышки, поворачивать ручки;

-узнавать обычные предметы и их изображения на картинках, указывая на них;

-составлять предложение из нескольких слов;

-называть свое имя и возраст;

-называть цвета, понимать числа;

-использовать в игре воображаемые предметы;

-есть самостоятельно;

-выражать чувства любви и расположения.

Рекомендации родителям:

-читайте и рассматривайте книги вместе с ребенком;

-рассказывайте ребенку истории и разучивайте с ним стихи и песни;

-учите ребенка одеваться, мыть руки, есть самостоятельно.

Тревожные симптомы:

-потеря интереса к играм, частые падения;

-затрудненные манипуляции с мелкими предметами;

-неспособность понимать простые сообщения, говорить несколькими словами;

-слабый интерес к еде или его отсутствие.

Таким образом, забота и внимание, которые ребенок получает в первые восемь лет жизни, а особенно в первые три года, имеют решающее значение для его роста и развития и оказывают влияние на всю его дальнейшую жизнь.

2. Возрастные особенности детей 2-3 лет.

До пяти лет все основные психические процессы ребенка- внимание, память, мышление- носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться или запомнить- он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет. Обучение в данном возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания взрослому. Сверстник еще не представляет для ребенка особого интереса и воспринимается часто как предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Мышление ребенка данного возраста носит наглядно- действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно, ведущим типом игры является предметно- манипулятивная игра. Игра носит процессуальный характер, главное в ней- действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами- заместителями. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; значит, взрослый должен создать интересную предметно- развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако, его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального состояния способствует так называемая ритмическая стимуляция- игры со взрослым, которые включают ритмическое покачивание, подбрасывание, поглаживание .

Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения. Активный словарь достигает примерно 1000- 1500 слов.

К третьему году жизни у детей формируются новые виды деятельности: рисование и конструирование. Ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой- либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога»- окружности и отходящих от нее линий.

Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

3. Методики раннего развития детей.

Понятие «раннее развитие» до сих пор четко не сформулировано. Мы понимаем под ранним развитием ребенка создание таких условий развития, в которых малыш может полностью и своевременно реализовать свои способности. Иными словами, говоря о раннем развитии, мы имеем в виду, что ребенок будет развиваться не раньше соседского мальчика или девочки, а раньше, чем развивался бы он сам, если бы с ним не занимались.

За последние полтора-два десятилетия стало очевидно, что способности маленьких детей к обучению поистине безграничны. Ведь стоит только начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Были разработаны и успешно опробованы разные системы раннего развития, позволяющие научить младенцев читать, считать, плавать. Предлагаем краткий обзор методик раннего развития, которые используют педагоги в своей практике.

Методика Монтессори.

Девиз методики Монтессори: «Помоги мне это сделать самому». Развитие при этом идет в 5 областях: сенсорика (развитие органов чувств, навыки практической жизни, математика, родной язык, изучение окружающей среды. Мария Монтессори считала, что каждый ребенок талантлив. Задача взрослых- помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир. Для этого взрослым нужно создать среду, в которой ребенок сможет проявить свои способности, будет развиваться и захочет обучаться. В этой педагогической системе учитель только наблюдает за воспитанником и направляет его действия, а ребенок познает мир на собственном опыте, В работе используют подручные природные предметы и материалы, которые нас окружают.

Методика Глена Домана.

Основа методики- визуальная и физическая стимуляция с рождения. Автор создал методику развития для детей от рождения до 4 лет. Задачей методики является-«дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей». Он рекомендует с первых дней жизни детям показывать серии карточек по разным отраслям знаний, начиная от написанных слов, карточек с точками (математика) и кончая изображением растений, животных.

Методика Никитиных.

Это система воспитания и оздоровления детей в семье. Авторы методики выделяют основные принципы для физического и интеллектуального развития ребенка:

-легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды становятся средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами;

-свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности;

-участие родителей в играх детей;

И это, конечно, не все. Существует множество классических и современных методик и право выбора остается за родителями. Главное помнить, что здравый смысл и любовь к собственному ребенку должны сыграть определяющую роль в этом выборе.

4. Советы родителям.

1. Помните, что ребенок раннего возраста уже не младенец; признайте его право на самостоятельность.

2. Поощряйте позитивные проявления детской самостоятельности.

3. Стройте деловое сотрудничество с ребенком, в ходе которого он сможет выполнять те или иные самостоятельные функции.

4. Избегайте навязывания помощи, предлагайте и оказывайте ее деликатно.

5. Запрещайте только то, что несет угрозу для жизни и здоровья ребенка и окружающих, противоречит общепринятым нормам; обязательно объясняйте причины запретов.

6. Полностью исключите оскорбление достоинства ребенка.

7. Внимательно выслушивайте все, что говорит ваш ребенок, даже если вы уже знаете, чем закончится его речь- не перебивайте. На вас малыш оттачивает свои коммуникативные навыки. Поощряйте ребенка делиться новостями и мнениями.

8. Поощряйте интерес ребенка к окружающему миру.

9. Обязательно давайте личный пример поведения за столом, при встрече со знакомыми, в обществе. Объясните разницу в общении со сверстниками и старшими, знакомыми и чужими людьми.

10. Никогда не смейтесь над ребенком- только вместе с ним!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *