Опытно-экспериментальная деятельность с детьми ОВЗ в домашних условиях

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития (ОВЗ).

С позиции наблюдателя дошкольники с ОВЗ не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребёнок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляется на поведенческом уровне и лишь впоследствии – при выполнении заданий учебного типа.

К старшему дошкольному возрасту становится очевидными трудностями в усвоении программы детского сада: дети мало активны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

Поэтому, для детей с задержкой психического развития особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Экспериментирование – метод сбора фактов в специальных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений, новые данные о причинно-следственных отношениях.

Для экспериментирования характерно:

·         Активная позиция самого исследователя (столько раз, сколько нужно для изучения явления);

·         Создание заранее продуманной ситуации (искусственное, в котором изучаемое явление легче оценить).

В процессе экспериментальных действий дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. на протяжении дошкольного возраста такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Экспериментирование способствует развитию диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей, развитию собственного познавательного опыта ребёнка, развитию инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Экспериментирование создаёт особую атмосферу, которая позволяет ребёнку реализовать собственную познавательную активность.

В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. А просьба давать отчёт об увиденном, формулировать выводы стимулирует развитие речи.

Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.

Для того, чтобы дети увлечённо занимались экспериментальной деятельностью, необходимо взрослому стать участником совместного поиска, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребёнком эксперимент.

Картотека экспериментальных опытов для проведения      родителями со своими детьми в домашних условиях

ОПЫТ №1.

Оборудование: Прозрачная ёмкость с кипячёной водой, соломинка.

Ребёнок вдыхает воздух и выдыхает его через соломинку в воду. Что увидели в воде? (пузырьки). Почему они образовались?

Вывод: Мы дуем в воду и видим в ней пузырьки воздуха. Пузырьки всплывают и воздух выходит.

ОПЫТ №2.

Оборудование: Таз с водой, прозрачный стакан.

В таз наливают воду, и ребёнок переворачивает прозрачный стакан в таз с водой (прямо). Вода не заполняет стакан, почему?

Вывод: Воздух занимает всё пространство в стакане, и вода в него не поступает. а если стакан наклонить немного набок, то воздух из стакана выходит, мы опять видим пузырьки, и вода заполняет стакан.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, лёгкий, занимает место.

ОПЫТ №3.

Оборудование: Таз с водой, губка.

В таз с водой положить губку, что будет?

Вывод: Воздух вышел из губки, его место заняла вода. А если теперь вынуть губку, выжать её, она станет опять такой, как была. В ней опять появится воздух.

ОПЫТ №4.

Оборудование: Воздушные шары.

Детям предлагается надуть воздушные шары и опустить их. Что получилось. Шар полетел и сдулся, в нём был воздух.

Вывод: Чем больше мы надуваем шарик, тем сильнее и дальше он полетит. Значит, воздух может превратиться в двигатель.

ОПЫТ №5.

Оборудование: вода комнатной температуры, 3 глубокие миски, горячая вода, холодная вода.

Опустите одну руку в миску с холодной водой, второю- с горячей. Через несколько минут погрузите обе руки в воду комнатной температуры. Какой – горячей или холодной она вам кажется? Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?

ОПЫТ №6.

Оборудование: 2 апельсина, миска с водой.

Хорошенько вымойте 2 апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.

Очистите второй апельсин и положите в воду. Ну что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул.

Вывод: В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *