Опытно-экспериментальная деятельность с детьми ОВЗ в домашних условиях

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития (ОВЗ).

С позиции наблюдателя дошкольники с ОВЗ не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребёнок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляется на поведенческом уровне и лишь впоследствии – при выполнении заданий учебного типа.

К старшему дошкольному возрасту становится очевидными трудностями в усвоении программы детского сада: дети мало активны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

Поэтому, для детей с задержкой психического развития особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Экспериментирование – метод сбора фактов в специальных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений, новые данные о причинно-следственных отношениях.

Для экспериментирования характерно:

·         Активная позиция самого исследователя (столько раз, сколько нужно для изучения явления);

·         Создание заранее продуманной ситуации (искусственное, в котором изучаемое явление легче оценить).

В процессе экспериментальных действий дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. на протяжении дошкольного возраста такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Экспериментирование способствует развитию диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей, развитию собственного познавательного опыта ребёнка, развитию инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Экспериментирование создаёт особую атмосферу, которая позволяет ребёнку реализовать собственную познавательную активность.

В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. А просьба давать отчёт об увиденном, формулировать выводы стимулирует развитие речи.

Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.

Для того, чтобы дети увлечённо занимались экспериментальной деятельностью, необходимо взрослому стать участником совместного поиска, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребёнком эксперимент.

Картотека экспериментальных опытов для проведения      родителями со своими детьми в домашних условиях

ОПЫТ №1.

Оборудование: Прозрачная ёмкость с кипячёной водой, соломинка.

Ребёнок вдыхает воздух и выдыхает его через соломинку в воду. Что увидели в воде? (пузырьки). Почему они образовались?

Вывод: Мы дуем в воду и видим в ней пузырьки воздуха. Пузырьки всплывают и воздух выходит.

ОПЫТ №2.

Оборудование: Таз с водой, прозрачный стакан.

В таз наливают воду, и ребёнок переворачивает прозрачный стакан в таз с водой (прямо). Вода не заполняет стакан, почему?

Вывод: Воздух занимает всё пространство в стакане, и вода в него не поступает. а если стакан наклонить немного набок, то воздух из стакана выходит, мы опять видим пузырьки, и вода заполняет стакан.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, лёгкий, занимает место.

ОПЫТ №3.

Оборудование: Таз с водой, губка.

В таз с водой положить губку, что будет?

Вывод: Воздух вышел из губки, его место заняла вода. А если теперь вынуть губку, выжать её, она станет опять такой, как была. В ней опять появится воздух.

ОПЫТ №4.

Оборудование: Воздушные шары.

Детям предлагается надуть воздушные шары и опустить их. Что получилось. Шар полетел и сдулся, в нём был воздух.

Вывод: Чем больше мы надуваем шарик, тем сильнее и дальше он полетит. Значит, воздух может превратиться в двигатель.

ОПЫТ №5.

Оборудование: вода комнатной температуры, 3 глубокие миски, горячая вода, холодная вода.

Опустите одну руку в миску с холодной водой, второю- с горячей. Через несколько минут погрузите обе руки в воду комнатной температуры. Какой – горячей или холодной она вам кажется? Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?

ОПЫТ №6.

Оборудование: 2 апельсина, миска с водой.

Хорошенько вымойте 2 апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.

Очистите второй апельсин и положите в воду. Ну что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул.

Вывод: В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *