Развиваем речь дошкольников

Добрый вечер, уважаемые родители!

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?

Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. То, что ребенок не усвоил в дошкольном возрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняется совсем. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметам школьного курса (от того, как ребенок прочтет параграф, зависит, как он его потом расскажет). Именно с помощью речи ребенок общается с окружающими, в том числе, с учителями, соответственно, чем правильнее он будет выражать свои мысли, тем лучше его будут понимать.

Вспомните то время, когда ваш малыш был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополниться словарный запас?

А сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Если «да»: мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить нашу статью развитию речи детей.

Если «нет»: очень жаль, значит  вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание.

Как вы считаете, какой должна быть речь ребенка?

Грамотной, понятной, выразительной, осмысленной, богатой, ясной и четкой.

Но что же мы видим на самом деле?

По данным российских ученых от 15 до 30% дошкольников не развита связная речь, дети не могут грамматически правильно оформить речевое высказывание, а у более 60% детей имеются нарушения в звукопроизношении.

Давайте рассмотрим, какие проблемы чаще всего возникают у дошколят:

  • Не все дети правильно произносят звуки, особенно сложные по артикуляции – шипящие и сонорные.
  • Не достаточно развит фонематический слух, из-за чего ребенок не умеет дифференцировать звуки (т.е. различать) и вместо «шапка» говорит «сапка».
  • Односложная речь, состоящая из одних простых предложений.
  • Бедная речь – недостаточный словарный запас.
  • Замусоривание речи, употребление нелитературных слов и выражений, слов-«паразитов». А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых.
  • Неумение грамотно и доступно сформулировать предложение, вопрос. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. А к школе это умение приобрести просто необходимо.
  • Недостаточно грамматически правильная речь: дети не умеют согласовывать сущ. и прилаг. в роде и числе, употреблять род. п. мн. ч., сложные предлоги.

И прежде чем поделиться с вами конкретными советами по развитию речи у детей, мне хотелось бы дать краткую речевую возрастную характеристику.

ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ

ДАЙ, Я СКАЖУ!

 к 4 годам ваш малыш:

  1. Владеет словарем примерно в 1500 слов
  2. Начинает употреблять сложные предложения
  3. Говорит предложениями из 4-5 слов
  4. Задает много вопросов, использует слова «кто?» и «почему?»
  5. Использует выражения типа: «я думаю, что…» И «я надеюсь, что…»
  6. Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения
  7. Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени, умеет различать ед. и мн. число сущ., согласовывать прилаг. с сущ. в роде, склонять сущ.
  8. Правильно произносит звуки «П»,  «Б»,  «Т»,  «Д»,  «Ф», «В»,   «К»,   «Г»,   «X»,   «С»,   «3»,   «Ц»,   «М»,   «Н»

Пятый год жизни

– Давай поговорим…

 в норме к пяти годам ребёнок:

  1. Обладает словарным запасом около 3000 слов, свободно использует обобщающие слова, группирует предметы по родовым признакам.
  2. Знает свой адрес
  3. Пользуется предложениями из 5-6 слов
  4. Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными
  5. Умеет пересказывать
  6. Правильно произносит практически все звуки
  7. Определяет право-лево у себя, но не у других
  8. Знает простые антонимы (большой – маленький, твёрдый – мягкий)
  9. Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем
  10. Считает до десяти
  11. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны

Шестой год жизни

– Хочу всё знать!

 в норме к шести годам ребёнок:

  1. Обладает словарём около 4000 слов.
  2. Практически все звуки родного языка произносит правильно.
  3. Умеет рассказывать и пересказывать, причём пытается выразить своё отношение к рассказанному.
  4. Помнит и может описать прошедшие события.
  5. Пользуется сложными предложениями.
  6. Употребляет все части речи.
  7. Использует абстрактные и отвлечённые понятия.
  8. Рисует, заштриховывает, обводит.
  9. Хорошо ориентируется в пространстве, на листке бумаги.
  10. Различает и дифференцирует звуки речи.

Седьмой год жизни

в норме к семи годам ребенок:

  1. все звуки родного языка произносит правильно.
  2. речь насыщена обобщающими словами.
  3. активно использует в речи синонимы и антонимы.
  4. употребляет простые и сложные предложения, правильно согласуя слова в предложении.
  5. отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы
  6. свободно пользуется интонациями
  7. рассказывает грамматически правильно, последовательно, связно.

У каждого из вас была возможность сравнить речь своего ребенка с показателями возрастной нормы.

А теперь давайте поговорим, какая сторона речи вас беспокоит больше всего. Для этого выполним следующее задание:

(Родителям раздаются сигнальные карточки определенного цвета, каждая из которых подписана: развитие звукопроизношения, развитие лексики, развитие грамматики, развитие связной речи). По очереди называется та или иная сторона речи и предлагается родителям, у которых она вызывает озабоченность, поднять соответствующую сигнальную карточку.

Я вижу, что сегодня собрались грамотные, заинтересованные, неравнодушные родители. Это очень радует.

Если проблемы все-таки существуют, вам полезно будет узнать, каким образом  в домашних условиях можно помочь своему ребенку.

1. Начну с самого простого. Речевые игры, не требующие подготовки. Это те игры, которыми можно занять ребенка в свободное время по дороге на прогулку, в детский сад, к бабушке или дедушке. Это игры «Большой-маленький», «Один-много», «Назови одним словом» и др.

2. Проговаривайте с ребенком шутки-чистоговорки, скороговорки. Например, СА-са-са- у меня коса или «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» и многие другие. Тем самым вы будете закреплять звуки и формировать новые.

3. Развивайте мелкую моторику рук, поскольку она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребенка и прямым образом влияет на речь, сегодня уже, кажется, ни для кого не секрет.

4. Развивайте звуковой состав слов. Это развивает фонематическое восприятие ребенка. Поиграйте с ним вот в такую игру. Ваш малыш знает, к примеру, что такое вешалка? Отлично! Указывая на нее, спросите ребенка, всем своим видом показывая, что вовлекае­те его в игру: посмотри-ка, что это такое?.. Это весарка?.. Это фесалка?.. Это вешайка?.. Это вешалка? Коверкайте слова, как вам подскажет фантазия. Убедитесь в том, что ваш ребенок выберет верный ответ и похвалите его. У детей постарше можно спросить, в какой части слова находится тот или иной звук: в начале, в середине, в конце.

5. Игры с использованием иллюстрированных художественных произведений. Протитав короткую сказку или рассказ можно пересказать ее по картинкам в книге. А можно пофантазировать и придумать сказке другой конец.

6. Но самые интересные для наши современных детей – это компьютерные речевые игры.

Но, родители должны знать, что важной стороной речевого развития у детей является правильное произношение звуков. Обратите внимание: к 5 годам должны правильно произноситься все звуки,  исключение могут составлять звуки л и р, поскольку они самые сложные звуки по артикуляции.(показ таблицы)

В 5—б лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

И если вы ясно видите, что у вашего ребенка имеются нарушения в речи, необходимо его показать логопеду. Ведь логопед не только ставит те или иные звуки, но и развивает все стороны речи, а также развивает психические процессы (внимание, память, мышление).

Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

И напоследок мы хотим вам сказать:

  • в первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чекой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за ее правильностью.
  • Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам.
  • Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, оборы, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным.
  • Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:

Ты самый любимый!

Ты очень многое можешь!

Что бы мы без тебя делали!

Иди ко мне!

Садись с нами!

Я помогу тебе!

Я радуюсь твоим успехам.

Расскажи мне, что с тобой.

Любите своих детей, помогайте им!

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *