МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 207 «Ручеек»
(МАДОУ Д/с №207)
Старшая группа №6
Проект: «Широкая Масленица»
Авторы:
Воспитатель Карпенко Ю.В.
Учитель – дефектолог Дмитрогло М.В.
Познавательно – творческий проект «Широкая масленица»
Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: краткосрочный.
Участники проекта: воспитатель, дети, учитель-дефектолог, родители.
Сроки реализации: одна неделя ( с 28.02 по 04.03.2022г.)
Цель: знакомство с традицией проведения народного праздника- Масленица.
Задачи проекта:
Для детей:
1.Формировать у детей гражданскую принадлежность.
2.Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.
3. Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях.
Для родителей:
Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.
Для педагогов:
1.Профессиональное самосовершенствование.
2.Создание информационной базы.
Актуальность:
Масленица-один из самых любимых народных праздников, происходящих в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами и всегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В наше время постепенно стало уходить в прошлое народные гуляния, когда праздники отмечали не только в своей семье, а целыми улицами, деревнями. Наши дети этого не видят на примере своих родителей. Наша задача познакомить, рассказать, показать, что такое праздник «Масленица», как его отмечали раньше. В результате реализации этого проекта дети приобретут новые знания, узнают новые игры, потешки, стихи.
Ожидаемый результат:
приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии; создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику; повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Достигнутые результаты. Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр – инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чѐткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать. Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель – сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить еѐ яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Реализация проекта
1 Беседа с детьми на тему «Весна». Прослушивание аудиозаписи со звуками весны. Повторение примет весны, название весенних месяцев. Ознакомление с народным праздником Масленица.
Рассказ о праздновании первого дня: Знакомство с поговорками про масленицу, чтение стихотворения «Масленица».
Воспитатель:Рано петушок встал и всем о весне прокричал. А я думаю, не рано? Зима – царица еще правит в наших краях, уступит ли она черед весне – красне? Как вы думаете?
Дети: Уступит
Воспитатель: Давайте в окошко мы посмотрим и приметы весны поищем. (Солнце ослепительное, проталин чернота, сосульки, которые звенят капелью, чириканье веселое воробьев.)
Использовали аудиозапись (журчание ручьев, капель, птичье пение).
Воспитатель: Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. Чтобы не гневалась зима, по – хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы – Масленицу. Масленица – это праздник встречи весны и солнца. Длится праздник целую неделю. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день особенный!
Понедельник – день встречи Масленицы. Пекут маленький блин и дают детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова: “Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками”.
Как на масленой неделе
Каждый день блины мы ели.
И мальчишки, и девчонки
Собирались на вечерки:
Песни пели и плясали,
Весну радостно встречали!
Весну радостно встречали,
Зиму на год провожали.
Встали дружно в хоровод
– В гости к нам весна идет!
Веселись, народ:
В гости Масленка идет
С пирогами и блинами, –
Весну под руку ведет!
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке,
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
Блин мы ели с наслажденьем –
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
2 день. Рассказ о втором дне Масленицы. Познакомить детей с жизнью наших предков на Руси. Просмотр презентаций «Быт русского народа». Чтение иллюстрированных русских народных сказок. Рассматривание картины А. Малюкова «Портрет Александры Фёдоровны», Васнецова «Алёнушка», «Снегурочка» Просмотр мультфильма из серии «Смешарики» – Масленица.
Вторник “Заигрыш”. В этот день строили крепости, горки, качели вешали, мастерили чучело Масленицы.
Воспитатель: Издревле люди в деревнях к празднику сооружали соломенное чучело Масленицы, и по улицам торжественно его катали на санях. Нужно и нам позаботиться, все как положено сделать.
Воспитатель: Оказывается, в старину в этот наряд наряжали Масленицу.
Дети рассматривают иллюстрацию “Кукла Масленица”. Далее вместе с воспитателем рисуют куклу Масленицу и ее раскрашивают.
Воспитатель: Вот наша боярыня Масленица и готова! Послушайте, что люди на Руси ей говорили: “Душа ль ты моя, госпожа Масленица, сахарные уста твои, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горках покататься, в блинах поваляться, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!”
3 день. Рассказ о праздновании дня Лакомка. Рассказать из чего делают блины, какие продукты используют, как пекут, с чем едят. Игры и хороводы по теме Масленица. Рассматривание картины Сурикова «Взятие снежного городка».
4 день.
Следующий день масленицы четверг – “Широкая Масленица”. Еда вся – блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой – оранжевые, из гречневой муки, со свеклой – красные, зеленые – с сушеной крапивой. Подготовили бумагу, покрасив ее гуашью охра. Затем учились вырезать ножницами круг.украшали блины, рисовали методом печати сердечки и ягоды.
Фото детей за работой.
5 день
Рассказывали детям о последнем дне масленицы «прощенное воскресение». Зачем люди просили прощение и других прощали. Прощание с зимой до следующего года.
Пятница –«Тещины вечерки». Название говорит само за себя. В этот Самый веселый и насыщенный день на масленичной неделе. Во-первых, просили друг у друга прощения за
«Ты прощай, прощай, нашаМасленица,
Ты прощай, прощай, нашаширокая.
Мы катаемся с горы от зари и до зари.
А сегодня в воскресенье наше кончится веселье.
Ты прощай, прощай, нашаМасленица.
Делали фотоотчет о празднике, показывали свои рисунки, блины, обсуждали их.
Консультация для родителей.
Совместная деятельность родителей и детей.