Открытое занятие Тема «Природа родного края»

Тема: «Природа родного края»

Цель: Формирование первичных представлений о природе родного края.

Возраст: 4 года (дети с ЗПР)

Задачи:

  • Образовательные:
  • Познакомить с названиями 2-3 распространенных деревьев (береза, ель), животных (белка, заяц) и птиц (снегирь, воробей) родного края.
  • Учить выделять характерные признаки (белый ствол у березы, пушистый хвост у белки, красная грудка у снегиря).
  • Актуализировать в речи слова: дерево, птица, животное, листья, хвоя, снег, природа.
  • Коррекционно-развивающие:
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие.
  • Развивать тактильные ощущения (чувствовать кору дерева, перья птицы, прохладу снега).
  • Развивать мелкую моторику через работу с пластилином, крупами.
  • Развивать умение слушать и выполнять простые инструкции (из 1-2 шагов).
  • Воспитательные:
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
  • Формировать эмоциональный отклик на красоту родной природы.

Словарная работа: Природа, край, береза, ель, белка, заяц, снегирь, ствол, листья, хвоя.

Материалы и оборудование:

  • Картинки большого формата: лес, береза, ель, белка, заяц, снегирь.
  • Натуральные объекты: кусочек коры березы, еловая шишка, веточка ели с хвоей, перо птицы (можно искусственное), миска со снегом или имитацией снега (вата, манка).
  • Игрушки: белка, заяц.
  • Аудиозапись с голосами леса (пение птиц, шум ветра).
  • Пластилин коричневый и белый, дощечки для лепки.
  • Раскраска с контурным изображением снегиря, восковые мелки или краски красного цвета.
  • Простая аппликация «Елочка» (зеленый треугольник и прямоугольник-ствол).

Ход занятия

  1. Организационный момент. «Мы входим в лес» (2-3 минуты)

Цель: Создать эмоциональный настрой, настроить на тему.

Педагог включает спокойную музыку с звуками леса (пение птиц, шум листвы).

Педагог: «Ребята, послушайте, как тихо шумит лес, как поют птички. Давайте закроем глазки и представим, что мы с вами в лесу. (Пауза). Открываем глазки. Сегодня мы с вами отправимся в гости к природе нашего родного края».

  1. Основная часть (15-20 минут)

а) Беседа «Кто живет в нашем лесу?» (5-7 минут)

Цель: Познакомить с животными и птицами, активизировать речь.

Педагог выставляет картинку леса и по очереди показывает картинки или игрушки.

  • Белка: «Посмотрите, кто к нам прыгнул с ветки на ветку? Это белочка. Какая она? (Маленькая, пушистая). Покажите, какой у нее хвостик? (Пушистый). Что любит кушать белочка? (Орешки, грибы)».
  • Заяц: «А это кто спрятался под кустиком? Зайчик. Какого он цвета зимой? (Белого). А летом? (Серого). Что у зайчика длинное? (Уши)».
  • Снегирь: «На ветке дерева сидит птичка. Это снегирь. Посмотрите на его грудку. Какого она цвета? (Красная). Это зимняя птичка».

Дидактическая игра «Найди маму»: Раздаем детям картинки с зайчатами, бельчатами. Просим отнести их к картинке с зайчихой или белкой.

б) Тактильное исследование «Узнай на ощупь» (5 минут)

Цель: Развитие тактильной памяти и восприятия.

Педагог предлагает детям потрогать натуральные объекты, лежащие в «волшебном мешочке» или на подносе.

  • «Потрогайте эту кору. Это кора березы. Она белая, с черными полосками. Береза – самое красивое дерево в нашем крае».
  • «А это шишка. Ее уронила с елки белочка. Пахнет лесом. Потрогайте хвою ели. Она колючая».
  • «Это перышко. Оно легкое-легкое. Его потеряла птичка».

в) Физкультминутка «Зайка беленький сидит» (2-3 минуты)

Цель: Смена деятельности, снятие мышечного напряжения.

Дети повторяют движения и слова за педагогом.

Зайка беленький сидит (садятся на корточки)

И ушами шевелит. (подносят ладошки к голове, шевелят ими)

Вот так, вот так

И ушами шевелит.

 

Зайке холодно сидеть, (обхватывают себя руками)

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, (встают)

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать. (прыгают на месте)

  1. Практическая деятельность (10-12 минут)

Цель: Закрепление материала через продуктивную деятельность.

Аппликация «Елочка».

  Детям раздают заготовки: зеленый треугольник (крона) и коричневый прямоугольник (ствол). Задача – наклеить елочку на лист. Педагог комментирует: «Сначала приклеим ствол, а сверху – зеленые колючие ветки».

  1. Итог занятия. Рефлексия (3-4 минуты)

Цель: Подвести итог, закрепить положительные эмоции.

Педагог собирает детей вокруг себя.

Педагог: «Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте вспомним, кого мы сегодня встретили в лесу? (Белку, зайца, снегиря). Какие деревья увидели? (Березу, елку). Молодцы! Вы сегодня были настоящими друзьями природы. Давайте пообещаем беречь наш лес, наших птиц и зверей».

Мини-выставка: Выкладываем все поделки детей на один стол, рассматриваем, хвалим каждого ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.